Трагические события в Азербайджанской Государственной Нефтяной Академии (АГНА) заставили меня задуматься о той стороне этой трагедии, о которой, вполне возможно, пока не задумывается широкая общественность нашей страны, но с которой уже столкнулись все родные и близкие жертв этой кровавой бойни. Я говорю о поминальных мероприятиях, а если точнее, о поминальных палатках, являющихся неотъемлемым атрибутом поминовения мусульман в нашей стране.
VIP-поминкиНачнем с того, что на фоне не прекращающегося игнорирования всех норм и правил при строительстве новых зданий в Баку, что ведет к сужению свободного пространства внутри еще некогда таких уютных бакинских двориков, мы все не раз становились свидетелями того, что поминальные палатки устанавливались в самых неожиданных местах, иной раз перекрывая оживленную проезжую часть. В частности, я лично был свидетелем установки такой палатки аккурат на улице Низами, то есть в районе ежедневного прохождения сотен тысяч бакинцев.
Естественно, установка массивных, занимающих внушительное пространство поминальных палаток в местах массового прохождения людей, создает огромные проблемы и вызывает у населения массу недовольных откликов.
Кто виноват в сложившейся ситуации? На мой взгляд, первичная вина лежит на исполнительной власти города Баку, которая и потворствует хаотичному строительству в столице, в результате которого от бакинских двориков, в которых родные и близкие ушедших в мир иной могли бы установить поминальные палатки. Так же не видна работа по организации строительства специальных ритуальных домов.
Определенная вина в сложившейся ситуации лежит и на Духовном управлении мусульман Кавказа (ДУМК), которое не контролирует процесс выбора мест для установки поминальных палаток. И в этой связи уместно было бы напомнить, что в 2007 году глава ДУМК шейх Алахшукюр Пашазаде отметил необходимость прекратить проведение поминок в палатках, которые ставятся прямо на улицах. По его словам, в будущем во всех мечетях будут построены залы для поминок, где люди смогут отмечать траур. Увы, но воз, как говорится и ныне там.
Но это далеко не самая интересная сторона проблемы с поминальными палатками. Да. Я не оговорился, именно проблемы. По крайней мере, судя по тем ценам, которые установлены различными группами лиц, предлагающими населению установку палаток и проведение траурных мероприятий в них, для родственников покойных будет огромной проблемой поиска денег для проведения траурных мероприятий.
Так, в беседе с вашим покорным слугой, некто Эльшад, занимающийся переговорами с родственниками тех, кто хотел бы установить поминальные палатки, доверительно сообщил мне, что он может предложить мне палатку, вместимостью от 60 до 1000 человек. «Советую брать VIP-палатку. Сейчас это - самый шик. Вот, посмотри, как красиво!», сказал Эльшад, протягивая мне фотографии того, что больше напоминало свадебный зал, а не поминальную палатку, настолько белыми и даже ажурными были скатерти на столах, чехлы на стульях и сама палатка!
«Официанты, обслуживание, установка и демонтаж, все это - с нас. Ты только заплатишь 400 манатов в сутки и можешь наблюдать за всем, засунув руки в карманы», -разъяснял мне стоимость поминок Эльшад. Правда, он уточнил, что в эту сумму не входит то, что будет на столе у желающих посетить поминальную палатку.
«Все зависит о того, что ты хочешь видеть на столе. За 10 манатов с человека мы можем предоставить тебе вот это», сказал мне Эльшад, демонстрируя фото с изображением тарелки с виноградом и иными фруктами, овощами, стакана чая и сахара. Но он тут же добавил, что за 14 манатов с человека он готов предоставить «все необходимое для солидных поминок», включая плов, халву, финики и прочее.
А теперь задумайтесь. Если на похороны каждого умершего придет порядка 100 человек, то Эльшад с его VIP-палаткой запросит с родных и близких покойных от 1400 до 1800 манатов в сутки! Кто, ответьте мне дорогие читатели, способен вытянуть подобные расходы? Я лично - не в состоянии. Потому и констатирую, что живым в нашей стране быть куда дешевле, чем мертвым. Зато для тех, кто занимается установкой поминальных палаток, каждый покойник - звонкая монета.
Да и потом, диктуемая общественными условностями такая форма организации поминок просто обязывает людей отпрашиваться с работы и посещать траурные мероприятия, что уже начинает негативно сказываться и на деятельности предприятий.
Ну и последнее. Давайте зададимся вопросом о том, насколько соответствует исламской религии подобного рода бизнес на поминках. По словам имама мечети «Джума», председателя DEVAMM (Центра по защите свободы совести и вероисповедания) Ильгара Ибрагимоглу, все поминальные мероприятия по скончавшемуся должны носить характер богослужения и не должны сопровождаться состоянием празднества. «Философия поминок состоит в том, что собравшиеся разделить с родными и близкими покойного горе утраты должны задуматься о смысле жизни, о том, что этот грешный мир бренен. В этом смысле то, что мы наблюдаем в ходе поминок, я говорю об их излишней пышности, не имеет никакого отношения к исламской религии», - заявил И.Ибрагимоглу.
Как говорится, без комментариев.